Инвалидность в кино: кто сыграет?

Почему в кино так мало актеров с инвалидностью? Эта тема стала одной из основных в ходе дискуссии на круглом столе «Люди с инвалидностью в кино», который собрал полный зал участников и зрителей VIII Международного кинофестиваля «Кино без барьеров»

Героев с инвалидностью в художественных фильмах часто играют актеры без инвалидности. Неужели так трудно найти актера, которому бы уже не надо было изображать синдром Дауна или отсутствие зрения, слуха? Среди фильмов, представленных на кинофестивале, немало таких, где сыграли актеры именно с той формой инвалидности, которая была предусмотрена сценарием. Стивен Брэндон сыграл главную роль в фильме английского режиссера Джейн Галл «Мое дикое сердце» и после премьеры, что называется, проснулся знаменитым. Но найти его было не так легко. «На наш кастинг на женскую роль было около 700 желающих актрис, рассказала режиссер фильма Джейн Галл. – А на мужскую роль – только 70 актеров, причем всего лишь трое из них – с синдромом Дауна. Но нам же нужен был не просто синдром Дауна, нам требовался талант. А это воспитывается и выращивается с детства, в по-настоящему инклюзивной среде, при возможностях развивать имеющиеся способности. Если всего этого нет, человек вряд ли сможет стать актером».

Тем не менее актеры с инвалидностью в Великобритании существуют, причем они пользуются специальной государственной программой поддержки трудоустройства людей с инвалидностью, которая работает даже в такой специфической области, как кино. Потому что кастинг – штука очень непростая даже для актера без инвалидности. «Все страхи, сомнения, переживания, которые испытывает обычный актер на кастинге, актер с инвалидностью ощущает в десять раз сильнее, – поделился известный актер с инвалидностью АрДжей Митти. – И, конечно, одна из причин в том, что порой актеры с инвалидностью не очень верят в свои силы и способности».

Конечно, бывает так, что режиссер хочет видеть в роли только именитого актера, даже если у него нет инвалидности. Но еще бывают ленивые директоры по кастингу, которым не хочется долго искать подходящего актера, или еще хуже – намеренный отсев актеров с инвалидностью, например, если отбор проходит на втором этаже здания, не оборудованного должным образом для людей, передвигающихся на коляске. Потому что кино – это бизнес, и все в нем происходит так же, как в любом другом бизнесе.

Незрячая актриса Марго Каргилл, снявшаяся в фильме фестивальной программы «Пробуждение», посетовала, что сценаристы не часто пишут специальные роли для актеров с инвалидностью. «Но вместе с тем, почему актер на коляске не мог бы сыграть роль доктора? Или неслышащий актер – роль хорошего друга главного героя?»

Автор фильма «Пробуждение» Майкл Ахтман полагает, что это – следующая ступень, на которую должно подняться общество, в том числе и в киноиндустрии и в средствах массовой информации. «Однако важно понимать, что все имеющиеся достижения Великобритании в этой области – не данность и не милость, а результат упорной борьбы», – подытожил он.